Автоматическое зарядное устройство из АТ компьютерного блока питания


Переделка заключается в изменении цепей обратной связи и опорного напряжения. Практически все блоки питания для компов сделаны с использованием микросхемы содержощей в маркировке 494 или 7500 или их аналогов. Слева схема цепей БП, резистор обратной связи идущий к +5В (иногда ещё и к +12В) выпаивается и собираерся несложная схема(справа). В цепь опорного напряжения вводится температурная зависимость (термодатчик на стенку АКБ). Стабилитрон нужен для ограничения напряжения около 16В при обрыве термодатчика, или при отключении датчика можно устроить ускоренный заряд. В итоге получается стабилизатор тока (около 6,5А) с ограничением максимального напряжения. Зависимость от температуры обеспечивает максимальный заряд без перезаряда, так что можно смело оставлять АКБ заряжаться на ночь.

Подключение предохранителя обязательно, иначе при неправильном подключении АКБ сгорят диоды выпрямителя.
Параллельно резистору 0,1Ом можно подключить измерительную головку через соответствующий резистор.
Настройка: напряжение расчитанное по формуле на рис. выставляется подстроечным резистором. При замене датчика напряжение корректируется поновой.
Единственный недостаток отсутствие пыле-влагозащищённости.

Дополнение с более подробным описанием и новой схемой.

Как показала практика термокомпенсация зарядного напряжения совсем необязательна, и создаёт некоторые неудобства пользования, в итоге на неё просто забиваешь. Поэтому разработал немного другую схему:

Что надо сделать чтобы всё заработало:

1. Заменить все 16 вольтовые конденсаторы (те которые на +12В и -12В) на 25..35 вольтовые. Будте осторожны электролиты весело так взрываются от превышения на них напряжения.

2. Выпрямительные диоды (которые на +12В) должны быть в корпусе ТО-220 и прикручены к радиатору без всяких прокладок, если диоды цилиндрические - ждите взрыва, их нужно заменить на описанные выше, на КД213А или аналогичные и прикрутить к радиатору.

3. Питание на микросхему (494) подаётся после силовых выпрямительных диодов (упомянутые в п.2) через диодик, вот этот "диодик" нужно выпаять, а питание подать непосредственно с концов обмоток трансформатора через два диодика, т.е. на микросхему должен быть сделан свой выпрямитель. Это позволяет развязать питание микросхемы от аккумулятора, что обеспечивает нормальный запуск БП при подключенной АКБ, т.е. во время заряда при пропадании напряжения в сети, по его появлению заряд продолжается, и БП не уходит в защиту.

4. Разобраться и ликвидировать цепи защиты. Они бывают разные и по разному реализованы. Основная - это защита от перенапряжения, задаётся либо резисторами, либо стабилитроном, схемы сравнения бывают на транзисторах либо на компараторах. Т.е. правильно собранная схема ЗУ будет выдавать 14В и БП может сразу при включении уйти в защиту. Вообще, чем качественней БП, тем лучше реализованы защиты. Поиск начинать лучше с выходов БП +5В и +12, в качестве опорного напряжения для сравнения чаще всего берётся -5В стабилизированное микросхемой 7905. Ненужные детальки удалять до получения нужного результата.

5. Обеспечить минимальную нагрузку БП - резистор 120-180 Ом 2 Вт на "+12В".

6. Вентилятор лучше подключить к -12В чтобы он не крутился при подключенной АКБ и отсутствии сети 220В.

Теперь по схеме: резисторы R1 и R2 удалить, и к выводу 1 микросхемы подключить собранную схемку. Резистор 2к4* подобрать так чтобы при отключенном S1 на выходе без нагрузки было +15В, соответственно при включенном S1 должно быть +14В. Т.е. имеем два режима ускоренный и нормальный. Можно организовать плавную регулировку, но тогда для контроля необходим вольтметр, в "бою" это неактуально.
Схема стабилизирует напряжение, но до тока нагрузки 3,5-4А, далее при увеличении тока нагрузки напряжение снижается почти линейно и при 8А составляет примерно 8-10В. Характеристика ограничения тока сделана пологой для большей стабильности работы схемы. Т.е. в старой схеме замечались выпадания в защиту при подключениии сильно разряженных АКБ.

Удачи.

Полезные схемы для автомобиля

Соколов Василий
24.03.2004
Дата последней редакции 02.03.2009


Сайт создан в системе uCoz